Знаменитые Люди Мордовии:Патриарх Никон

Патриарх Никон родился в мае 1605 г. в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины и был назван Никитой.
Когда умерли все его родственники, оставшись хозяином в доме, Никита женился. Вскоре он был посвящен в приходские священники. Затем Никита решил удалиться в монастырь. Жену он уговорил постричься в Алексеевском монастыре, а сам постригся в Анзерском ските под именем Никона. Ему было тогда 30 лет.Из Анзерского скита Никон перебрался в Кожеозерскую пустынь, находившуюся на островах Кожеозера. Вскоре братия избрала его своим игуменом. В 1646 г., Никон отправился в Москву с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Алексею понравился Никон, он велел ему остаться в Москве. Патриарх Иосиф посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Царь часто приезжал туда молиться и подолгу беседовал с Никоном. В 1648 г. скончался новгородский митрополит Афанасий. На его место был избран Никон.
В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа духовный собор в угоду царю избрал Никона патриархом. Никон занял патриарший престол, имея в голове сложившуюся систему взглядов на Церковь. В его представлении светская и духовная сферы жизни не смешивались друг с другом, а напротив - должны были сохранять, каждая в своей области, полную самостоятельность. Патриарх в религиозных и церковных вопросах должен был стать таким же неограниченным властителем, как царь в мирских.
Отправляясь в 1654 г. на войну в Малороссию, Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Во время двухлетнего отсутствия царя Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управлял всеми государственными делами.
В соответствии со своими высокими представлениями о значении Церкви в жизни общества, Никон принимал строгие меры к поднятию дисциплины и культуры духовенства. Он хотел сделать из Москвы религиозную столицу, "третий Рим" для всех православных народов. Вместе с тем он стремился восстановить полное согласие русской церковной службы с греческой, уничтожая все особенности, которыми первая отличалась от второй. Испокон веков русские православные пребывали в полной уверенности, что сохраняют христианское богослужение в полной и первозданной чистоте, точно таким, каким оно было установлено отцами церкви. Однако восточные иерархи стали указывать русским на многочисленные несообразности русского богослужения, могущие расстроить согласие между поместными православными церквами.
В 1653 г. Никон собрал духовный собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов. Обратившись к собравшимся, Никон привел грамоты вселенских патриархов на учреждение московского патриаршества в конце XVI века. Патриархи указывали на отклонения в русском богослужении от тех норм, что установились в Греции и других восточных православных странах. Собор решил исправить все ошибки в соответствии с греческими канонами.
Никон поручил исправление книг киевскому монаху-книжнику Епифанию Славинецкому и греку Арсению. Вскоре собрали новый собор, на котором было постановлено, что отныне следует креститься тремя, а не двумя перстами, а на тех, кто крестится двумя перстами, было возложено проклятие. Затем был издан новый служебник с исправленным текстом. В апреле 1656 г. созвали новый собор, утвердивший все внесенные изменения. Уже здесь явились противники реформы,: их лишили сана и сослали. Протопоп Аввакум, самый яростный противник нововведений, был отправлен вместе с семьей в Даурию. Когда новые книги вместе с приказом креститься тремя перстами дошли до местных священников, ропот поднялся сразу во многих местах. Многие рядовые монахи и попы пришли к убеждению, что прежнюю веру пытаются заменить другой. Новые книги отказывались принимать к действию и служили по старым. Соловецкий монастырь одним из первых воспротивился этому нововведению. Патриарх обрушил на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. Возле Алексея Михайловича также было много бояр - недругов Никона. Усилия недоброжелателей не остались тщетны: Алексей Михайлович начал постепенно отдаляться от патриарха. Летом 1658 г. наступила уже явная размолвка - царь несколько раз не пригласил патриарха на придворные праздники и не присутствовал на его богослужениях. Потом он послал к нему князя Ромодановского с повелением, чтобы Никон больше не писался великим государем. Никон отрекся от патриаршей кафедры, вероятно, рассчитывая, что царь испугается. Отслужив литургию в Успенском соборе, он снял с себя мантию и ушел пешком на подворье Воскресенского монастыря.
Вместо ушедшего со своего престола патриарха следовало избрать нового. Но Никон уже раскаивался в своем поспешном удалении и опять стал предъявлять претензии на патриаршество. Нельзя было приступить к избранию нового патриарха, не решив вопроса: в каком отношении он будет находиться к старому. Для рассмотрения этой проблемы в 1660 г. был созван собор русского духовенства. Большинство архиереев были против Никона и постановили лишить его сана, но меньшинство доказывало, что поместный собор не имеет такой власти над патриархом. Это так запутало дело, что оно могло быть разрешено только международным советом.В начале 1666 г. в Москве собрался "великий собор", на котором присутствовало два греческих патриарха и 30 архиереев, русских и греческих. Собор единогласно осудил Никона, лишил его патриаршего сана и священства. Он был сослан в Ферапонтов монастырь. Здесь его несколько лет содержали почти как узника. В 1671 г. Алексей велел снять стражу. После смерти в 1676 г. Алексея Михайловича положение Никона ухудшилось - его перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под надзор. Только в 1681 г., уже тяжелобольного, Никона выпустили из заточения. По дороге в Москву он умер. Тело его привезли в Воскресенский монастырь и там похоронили. Следствием никоновских преобразований стал великий раскол в Русской Православной Церкви.



Hosted by uCoz