|
|||
Знаменитые Люди МОРДОВИИ: РАИСА БЕСПАЛОВА 21 января 2000 годя исполнилось 75 лет со дня рождения народной артистки России Раисы Макаровны Беспаловой. На протяжении всей своей жизни в искусстве она была предана Мордовии, отказываясь переехать на работу в другие города страны: Саратов, Арзамас, Воронеж, Написать о ней как о человеке, внесшем заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связавшем свою творческую судьбу с Саранском, меня, автора данной публикации, заставило желание рассказать на правах сына о собственной матери. Поскольку личный архив Беспаловой практически не сохранился, нет ни одной видеозаписи ее выступлений на телевидении, А многие факты биографии требуют уточнения и дополнительной интерпретации, подобное желание вполне оправданно. Кроме того, феномен Беспаловой, вобравшей в себя этнонационалытые характеристики культуры эрзян, заслуживает более детального рассмотрения как явление общечеловеческого порядка, Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй полопипы XX столетия. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. На фоне других профессиональных актеров, вокалистов, педагогов во многих отношениях Беспалова была и осталась личностью уникальной. Она не только первой в Мордовии удостоилась высокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии, избранным депутатом Верховного Совета СССР (1962) и депутатом Саранского городского Сонета (1957). Данные факты приведены лишь для того, чтобы показать степень включенности Раисы Макаровны не только в художественную, но и и общественную жизнь Мордовии и всей страны, что не стало преградой на пути реализации ее творческих исканий в театральном искусстве и в вокальном исполнительстве. Мысль о том, что в России признание к талантливой личности приходит лишь после смерти, не верна по отношению к Беспаловой. Признание, почитание таланта, популярность, успех, славу Раиса Макаровна испытала при жизни, причем в огромной мере благодаря своим личностным качествам. Слава и популярность отнюдь не являлись целью жизни актрисы и певицы. К ним она относилась философски, нередко повторяя: «Чем выше взлетишь, тем больнее упадешь». Эту фразу она спокойно произнесла и в 1971 году, после известия о том, что ее имя вычеркнуто из списка претендентов на получение Государственной премии Мордовии » области литературы, искусства и публицистики, формальным поводом для отказа, как объяснили ей в Министерстве культуры, явилась болезнь, приковавшая Раису Макаровну в конце 60-х годов на несколько месяцев к постели. Истинная причина, вероятно, коренилась гораздо глубже: в начале 70-х она фактически отказалась выступать в правительственных концертах, коих в «брежневскую эпоху» было немало по разным случаям. Так кто же она — Раиса Беспалова? Почитатели вокального таланта с любовью называли ее не иначе как «мордовский соловей», сравнивая с птицей, певческие возможности которой стали на Руси предмегом поэтизации. Природа наделила певицу уникальными вокальными данными, редко встречающимися даже у исполнителей с мировым именем. Безусловным авторитетом и эталоном вокального мастерства являлась для нее занесенная в Книгу рекордов Гиннесса перуанская певица Имма Сумал с диапазоном голоса к четыре октавы. Сама Беспалова с одинаковой легкостью пела, что примечательно не только для вокалистов Мордовии, в диапазоне высоко меццо-сопрано (Кармен из одноименной оперы Ж. Визе), контральто (княгиня в опере «Русалка» А, Даргомыжского), сои рано (главные роли в опереттах «Веселая вдова» Ф. Лсгара, «Сильва» и «Марина» И. Кальмана), исполняла русские романсы, песни сопетских и зарубежных композиторов, мордовские народные песни. В 1958 году в Саранск на постоянное место жительства возвратился из Москвы наш прославленный земляк певец Илларион Максимович Яушев. Бережное отношение к молодым национальным кадрам талантливых певцов Мордовии в полной мере характеризует личность этого замечательного человека. Его знакомство с Р. Беспаловой состоялось десятилетием ранее, когда в 1948 году студенты мордовской национальной оперной студии при Саратопской консерватории выступили в Саранске на сцепе театра с гвор-ческим отчетом. Впоследствии им доводилось неоднократно выступать п концертах совместно. В январе 1958 года три эрзянских пев-ца — И. Яушев, Д. Еремеев и Р. Беспалова представляли Мордовию на проходившей в Казани конференции композиторов и музыковедов республик Поволжья и Сибири. 15 память о совместном выступлении на заключительном концерте в зале Казанской государственной консерватории Яушев подарил Беспаловой ноты мордовской колыбельной песни «Нурцима моро» в его собственной записи и обработке. Размашистым почерком он сделал дарственную надпись: «Хорошей исполнительнице! Рае от Яушева 30.1 — 58 г. Казань»1. В 60 — 80-е годы голос Беспаловой часто звучал по Всесоюзному радио в рубрике «Песни народов СССР», Звуковой визитной карточкой на радио на союзном уровне в это время являлся вокальный цикл в(ее исполнении «Песни родного края» (1966) композитора Г. Г. Вдовина на поэтические тексты традиционных народных песен и стихи мордовских поэтов. Г. Г. Вдовик специально посвятил цикл певице Беспаловой. Каждая из пяти его самостоятельных частей рисует архетипические картины жизни мордовского народа. Ладовая организация и приемы вокализации эрзянских музыкально-поэтических текстов, хорошо знакомые Беспаловой, помогли исполнительнице профессионально, с высокой эмоциональной отдачей интонационно отобразить образный мир древней мифологии мордвы («Павань толга-мекшава»), передать неприхотливую красоту деревенской жизни («Пастухонь моро») и любовь к родной земле («Родной мастер»). После Беспаловой воспроизвести этот сложнейший в музыкальном отношении национально-вокальный цикл уже никто из мордовских исполнительниц не решился. Композитор Г. И. Сурасв-Королев, с которым Беспалову связывало тесное
творческое сотрудничество с начала 50-х годов, со времени их совместной
работы в ансамбле песни и пляски «Улирика», посвятил ей музыкальную балладу
«Говорит Саранск». Именно этими словами длительное время каждодневно открывало
свое вещание республиканское радио Мордовии, где певица записывала спои
выступления довольно часто и охотно. Подаренный ей лично в июне 1992 года
сборник вокальных сочинений сопроводил примечательной Известный режиссер В. В. Долгов и фен-рале 1997 года на состоявшемся в театре вечере памяти народной артистки Мордовии и России Р. М. Беспаловой сказал: «Искусство мордовского народа на мировом уровне с полным основанием представляют Степан Эрьзя, Федот Сычков и Раиса Беспалова». В этих словах содержится оценка значимости вклада скульптора, живописца и певицы в сокровищницу общечеловеческой культуры. Их объединяют не только талант, универсализм, профессиональное мастерство, но и органично вплетенное в творчество национально-мордовское и общечеловеческое. Сходство художественного сознания и творческая близость в большой мере прослеживаются по линии сравнения Беспаловой с Эрьзей. Формирование мировоззрения и «картины мира» обоих протекало под влиянием народной культуры, в частности эрзянского языка как системы значимых звуковых единиц, определяющих национальное восприятие действительности. Особое, подчеркнуто уважительное отношение к родному языку Беспалова неоднократно выражала п словах: «В мире существуют два языка, как будто специально созданных для вокального пения, — итальянский и мордовский. В них очень много гласных звуков». Утверждение о певучести названных языков базировалось на прекрасном знании музыкальной культуры различных пародов мира, в особенности итальянской и, конечно же, мордовской. Удивительно схожа с творческими устремлениями Эрьзи тематическая направленность вокальных произведений в исполнении Беспаловой. Многие из них имеются в фонде республиканского радио: «Песня матери» из коптаты Л. Новикова, чилийская народная песня «Сердце, не плачь», «Нежность» А. Пахмутовой, колыбельная «Тю-тю-балю» (муз. Л. Киркжова, стихи Ф. Атянина) и многие другие. Р. М, Беспаловой на сцене театра была создана целая галерея ярких женских образов, близких по фактуре к женским образам, созданным Эрьзей: испанка Кармен, японка Су-зуки, цыганка Чипра, мадьярка Сильва, мордовка Аитова. Мировоззрению и творческим порывам Беспаловой, так же как и Эрьзе, было присуще свойство театральности, то есть восприятие мира через игровое начало, как своеобразной сцены, как театра. Отсюда неожиданные поступки и перевоплощения. Одним из подобных примеров является часто упоминавшийся ее сестрами случай. После окончания Саратовской консерватории в 1952 году по специальности «Сольное пение» и получения квалификации «Оперная и камерная певиц;], преподаватель» Раиса Макаровна посетила свою родину — село Курилово. Вместе с сестрами она отправилась в соседнее село Болтине на родину матери в августовский престольный праздник Макарий. На обратном пути их застала гроза с сильнейшим ливнем. Под навесом, куда они спрятались от дождя, собралась и болтинская молодежь. Вдруг, перекрывая раскаты грома, зазвучал мощный голос Раисы, вступил в спор с самой природой и укрощая стихию. Она запела песню на эрзянском языке, и страх перед грозой пропал сам собой, «Поет как артистка!» — оценили происходящее многие из присутствующих, которым было невдомек, что поет действительно профессиональная певица, приглашенная работать в ансамбль песни и пляски. В этот раз свою артистическую тайну Раисе Макаровне удалось сохранить. Впоследствии, когда ее голос стал регулярно звучать по радио, наряду с голосами И. Яушсва, Д, Еремеева, М. Антоновой, подобные трюки уже не удавались. Возможно, именно данный эпизод вспоминала Раиса Макаровна, работая 15 лет спустя над ролью мудрой и властной царицы Тучи в музыкальном спектакле К. Акимова и Ф. Атянина «Невеста грома», вышедшем в 1967 году. Помимо названной роли Беспалова сыграла еще несколько разнохарактерных и разноплановых ролей в национальных спектаклях: коварную и безжалостную старуху Ва-жяй в опере Л. Киркжова «Нормальна», мужественную и сильную духом Барду и народную героиню Литову в одноименной музыкальной драме. Театралы со стажем помнят, что Беспалову в 60-е годы называли Литовой, связывая ее с ярким образом, созданным на сцепе мордовского музыкально-драматического театра, подчеркивая тем самым артистические способности актрисы.
|