Знаменитые Люди МОРДОВИИ: РАИСА БЕСПАЛОВА

21 января 2000 годя исполнилось 75 лет со дня рождения народной артистки России Раисы Макаровны Беспаловой. На протяже­нии всей своей жизни в искусстве она была предана Мордовии, отказываясь переехать на работу в другие города страны: Саратов, Ар­замас, Воронеж, Написать о ней как о чело­веке, внесшем заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связавшем свою творческую судьбу с Саранском, меня, автора данной публикации, заставило жела­ние рассказать на правах сына о собствен­ной матери. Поскольку личный архив Беспа­ловой практически не сохранился, нет ни одной видеозаписи ее выступлений на теле­видении, А многие факты биографии требу­ют уточнения и дополнительной интерпре­тации, подобное желание вполне оправдан­но. Кроме того, феномен Беспаловой, вобрав­шей в себя этнонационалытые характерис­тики культуры эрзян, заслуживает более де­тального рассмотрения как явление общече­ловеческого порядка, Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей худо­жественной интеллигенции Мордовии вто­рой полопипы XX столетия. Ее творческая де­ятельность была связана и с вокальным ис­полнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. На фоне других профессиональных актеров, вокалистов, пе­дагогов во многих отношениях Беспалова была и осталась личностью уникальной. Она не только первой в Мордовии удостоилась вы­сокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республи­ки награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представи­телем художественной интеллигенции Мор­довии, избранным депутатом Верховного Со­вета СССР (1962) и депутатом Саранского городского Сонета (1957).

Данные факты приведены лишь для того, чтобы показать степень включенности Раи­сы Макаровны не только в художественную, но и и общественную жизнь Мордовии и всей страны, что не стало преградой на пути реа­лизации ее творческих исканий в театраль­ном искусстве и в вокальном исполнитель­стве. Мысль о том, что в России признание к талантливой личности приходит лишь после смерти, не верна по отношению к Беспаловой. Признание, почитание таланта, попу­лярность, успех, славу Раиса Макаровна ис­пытала при жизни, причем в огромной мере благодаря своим личностным качествам. Сла­ва и популярность отнюдь не являлись целью жизни актрисы и певицы. К ним она относи­лась философски, нередко повторяя: «Чем выше взлетишь, тем больнее упадешь». Эту фразу она спокойно произнесла и в 1971 году, после известия о том, что ее имя вычеркнуто из списка претендентов на получение Госу­дарственной премии Мордовии » области ли­тературы, искусства и публицистики, фор­мальным поводом для отказа, как объяснили ей в Министерстве культуры, явилась бо­лезнь, приковавшая Раису Макаровну в кон­це 60-х годов на несколько месяцев к посте­ли. Истинная причина, вероятно, коренилась гораздо глубже: в начале 70-х она фактичес­ки отказалась выступать в правительствен­ных концертах, коих в «брежневскую эпо­ху» было немало по разным случаям. Так кто же она — Раиса Беспалова?

Почитатели вокального таланта с лю­бовью называли ее не иначе как «мордовс­кий соловей», сравнивая с птицей, певчес­кие возможности которой стали на Руси предмегом поэтизации. Природа наделила певи­цу уникальными вокальными данными, ред­ко встречающимися даже у исполнителей с мировым именем. Безусловным авторитетом и эталоном вокального мастерства являлась для нее занесенная в Книгу рекордов Гин­несса перуанская певица Имма Сумал с ди­апазоном голоса к четыре октавы.

Сама Беспалова с одинаковой легкостью пела, что примечательно не только для вока­листов Мордовии, в диапазоне высоко мец­цо-сопрано (Кармен из одноименной оперы Ж. Визе), контральто (княгиня в опере «Ру­салка» А, Даргомыжского), сои рано (главные роли в опереттах «Веселая вдова» Ф. Лсгара, «Сильва» и «Марина» И. Кальмана), испол­няла русские романсы, песни сопетских и зарубежных композиторов, мордовские на­родные песни.

В 1958 году в Саранск на постоянное место жительства возвратился из Москвы наш прославленный земляк певец Илларион Мак­симович Яушев. Бережное отношение к мо­лодым национальным кадрам талантливых певцов Мордовии в полной мере характери­зует личность этого замечательного челове­ка. Его знакомство с Р. Беспаловой состоялось десятилетием ранее, когда в 1948 году сту­денты мордовской национальной оперной студии при Саратопской консерватории вы­ступили в Саранске на сцепе театра с гвор-ческим отчетом. Впоследствии им доводилось неоднократно выступать п концертах совме­стно. В январе 1958 года три эрзянских пев-ца — И. Яушев, Д. Еремеев и Р. Беспалова представляли Мордовию на проходившей в Казани конференции композиторов и музы­коведов республик Поволжья и Сибири. 15 память о совместном выступлении на заклю­чительном концерте в зале Казанской госу­дарственной консерватории Яушев подарил Беспаловой ноты мордовской колыбельной песни «Нурцима моро» в его собственной записи и обработке. Размашистым почерком он сделал дарственную надпись: «Хорошей исполнительнице! Рае от Яушева 30.1 — 58 г. Казань»1.

В 60 — 80-е годы голос Беспаловой часто звучал по Всесоюзному радио в рубрике «Песни народов СССР», Звуковой визитной карточкой на радио на союзном уровне в это время являлся вокальный цикл в(ее исполне­нии «Песни родного края» (1966) компози­тора Г. Г. Вдовина на поэтические тексты тра­диционных народных песен и стихи мордов­ских поэтов. Г. Г. Вдовик специально посвя­тил цикл певице Беспаловой. Каждая из пяти его самостоятельных частей рисует архетипические картины жизни мордовского народа.

Ладовая организация и приемы вокали­зации эрзянских музыкально-поэтических текстов, хорошо знакомые Беспаловой, по­могли исполнительнице профессионально, с высокой эмоциональной отдачей интонаци­онно отобразить образный мир древней ми­фологии мордвы («Павань толга-мекшава»), передать неприхотливую красоту деревен­ской жизни («Пастухонь моро») и любовь к родной земле («Родной мастер»). После Бес­паловой воспроизвести этот сложнейший в музыкальном отношении национально-во­кальный цикл уже никто из мордовских ис­полнительниц не решился.

Композитор Г. И. Сурасв-Королев, с ко­торым Беспалову связывало тесное творчес­кое сотрудничество с начала 50-х годов, со времени их совместной работы в ансамбле песни и пляски «Улирика», посвятил ей му­зыкальную балладу «Говорит Саранск». Именно этими словами длительное время каждодневно открывало свое вещание рес­публиканское радио Мордовии, где певица записывала спои выступления довольно часто и охотно. Подаренный ей лично в июне 1992 года сборник вокальных сочинений сопроводил примечательной
надписью: «Уважаемая Раиса Макаровна! Ваш дивный голос открывает мою книгу... Сердечно кланяюсь исполнению моих сочи­нений Вами*2. Доброму пожеланию не суж­дено было сбыться. В это время она уже тя­жело болела, и ей оставалось жить лишь пол­тора годя. За несколько месяцев до кончины она с грустью произнесла: «Вот и жизнь про­шла как-то незаметно». Таковой была субъек­тивная оценка ее собственного бытия на зем­ле. Но если взглянуть на творческую судьбу Беспаловой глазами «другого», как на завер­шенное и одновременно длящееся в большом времени культуры событие, то оценка полу­чится совершенно иной.

Известный режиссер В. В. Долгов и фен-рале 1997 года на состоявшемся в театре вечере памяти народной артистки Мордовии и России Р. М. Беспаловой сказал: «Искусст­во мордовского народа на мировом уровне с полным основанием представляют Степан Эрьзя, Федот Сычков и Раиса Беспалова». В этих словах содержится оценка значимости вклада скульптора, живописца и певицы в сокровищницу общечеловеческой культуры. Их объединяют не только талант, универса­лизм, профессиональное мастерство, но и органично вплетенное в творчество нацио­нально-мордовское и общечеловеческое.

Сходство художественного сознания и творческая близость в большой мере просле­живаются по линии сравнения Беспаловой с Эрьзей. Формирование мировоззрения и «картины мира» обоих протекало под влия­нием народной культуры, в частности эрзян­ского языка как системы значимых звуковых единиц, определяющих национальное вос­приятие действительности. Особое, подчер­кнуто уважительное отношение к родному языку Беспалова неоднократно выражала п словах: «В мире существуют два языка, как будто специально созданных для вокального пения, — итальянский и мордовский. В них очень много гласных звуков». Утверждение о певучести названных языков базировалось на прекрасном знании музыкальной культу­ры различных пародов мира, в особенности итальянской и, конечно же, мордовской.

Удивительно схожа с творческими уст­ремлениями Эрьзи тематическая направлен­ность вокальных произведений в исполнении Беспаловой. Многие из них имеются в фонде республиканского радио: «Песня матери» из коптаты Л. Новикова, чилийская народная песня «Сердце, не плачь», «Нежность» А. Пахмутовой, колыбельная «Тю-тю-балю» (муз. Л. Киркжова, стихи Ф. Атянина) и мно­гие другие.

Р. М, Беспаловой на сцене театра была со­здана целая галерея ярких женских образов, близких по фактуре к женским образам, со­зданным Эрьзей: испанка Кармен, японка Су-зуки, цыганка Чипра, мадьярка Сильва, мор­довка Аитова. Мировоззрению и творческим порывам Беспаловой, так же как и Эрьзе, было присуще свойство театральности, то есть восприятие мира через игровое начало, как своеобразной сцены, как театра. Отсюда нео­жиданные поступки и перевоплощения. Од­ним из подобных примеров является часто упоминавшийся ее сестрами случай. После окончания Саратовской консерватории в 1952 году по специальности «Сольное пение» и получения квалификации «Оперная и ка­мерная певиц;], преподаватель» Раиса Мака­ровна посетила свою родину — село Курилово. Вместе с сестрами она отправилась в со­седнее село Болтине на родину матери в ав­густовский престольный праздник Макарий. На обратном пути их застала гроза с силь­нейшим ливнем. Под навесом, куда они спрятались от дождя, собралась и болтинская молодежь. Вдруг, перекрывая раскаты гро­ма, зазвучал мощный голос Раисы, вступил в спор с самой природой и укрощая стихию. Она запела песню на эрзянском языке, и страх перед грозой пропал сам собой, «Поет как артистка!» — оценили происходящее многие из присутствующих, которым было невдомек, что поет действительно профессиональная певица, приглашенная работать в ансамбль песни и пляски. В этот раз свою артистичес­кую тайну Раисе Макаровне удалось сохра­нить. Впоследствии, когда ее голос стал регу­лярно звучать по радио, наряду с голосами И. Яушсва, Д, Еремеева, М. Антоновой, по­добные трюки уже не удавались.

Возможно, именно данный эпизод вспо­минала Раиса Макаровна, работая 15 лет спу­стя над ролью мудрой и властной царицы Тучи в музыкальном спектакле К. Акимова и Ф. Атянина «Невеста грома», вышедшем в 1967 году.

Помимо названной роли Беспалова сыг­рала еще несколько разнохарактерных и раз­ноплановых ролей в национальных спектак­лях: коварную и безжалостную старуху Ва-жяй в опере Л. Киркжова «Нормальна», му­жественную и сильную духом Барду и на­родную героиню Литову в одноименной му­зыкальной драме. Театралы со стажем по­мнят, что Беспалову в 60-е годы называли Литовой, связывая ее с ярким образом, со­зданным на сцепе мордовского музыкально-драматического театра, подчеркивая тем са­мым артистические способности актрисы.



Hosted by uCoz